Выбирая свою будущую профессию, очень важно не ошибиться. Осознанный выбор сделает Вашу жизнь намного богаче. Любимая работа поможет раскрыться наиболее ярким сторонам Вашей личности.
Если Вы уже сделали свой выбор, то давайте ответим на вопросы:
Почему Вы выбрали именно эту профессию? Какие требования Вы к ней предъявляете? Каковы мотивы Вашего выбора и все ли факторы при этом учитываете?
Вы хотите получить образование по «престижной» профессии, чтобы она пользовалась признанием в обществе? Следует помнить, что общественное признание профессии существенно меняется со временем. Поэтому, ориентируясь только на престижность профессии, Вы рискуете встретиться с трудностями поиска работы.
Вам хочется, чтобы Ваша профессия была интересной?
Конечно, если Вам нравится содержание труда, то более охотно будете работать, повышать профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, больше зарабатывать. Однако, нужно учитывать — востребована ли выбранная Вами профессия на рынке труда?
Вы ищите профессию, которая характеризовалась бы благоприятными условиями труда? Но, условия труда часто связаны не только с профессией, но и с местом работы, и с уровнем квалификации. Когда Вы станете профессионалом высокого класса, то у Вас будет гораздо больше возможностей в выборе условий труда. Поэтому, стремиться нужно не к комфорту на рабочем месте, а к достижению профессионального мастерства.
Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести? Например, выбираете учебное заведение, в которое легче поступить. Ориентируясь только на доступность обучения, Вы ограничиваете возможности своего профессионального выбора.
Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей? В этом случае Вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями Ваших знакомых или близких, а не Вашими собственными. Уверены ли Вы в том, что они знают рынок профессий и объективно оценивают Ваши способности?
Чтобы сориентироваться в мире профессий, предлагаем ознакомиться с классификацией по предмету труда, т. е. по тому, с чем человеку приходится иметь дело в своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть — другие люди, техника, информация, природа, художественные произведения. Таким образом, можно выделить пять типов профессий:
«Человек–человек». Профессии данного типа предъявляют высокие требования к речевым способностям и к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность.
«Человек-техника». Профессии данного типа требуют от работника наличие высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
«Человек — знаковая система». Данный тип профессий требует от человека наличие способностей контролировать ход и правильность своих умственных действий, оперировать знаками, длительно сосредотачивать и удерживать внимание, быть терпеливым, настойчивым, усидчивым.
«Человек — художественный образ». Здесь требуется развитый художественный вкус, эстетическое чувство, богатое и яркое воображение.
«Человек — природа». Данный тип профессий предполагает наличие у человека наличие хорошего цветового зрения, образной зрительной памяти, богатого воображения, наблюдательности, выносливости, терпимости к недостатку комфорта, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отдаленности результатов.
Можно выделить классы профессией по степени сложности, требуемой квалификации человека, по характеру труда, который может быть исполнительским или творческим.
Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, со следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.
Профессии творческого класса связаны с анализом, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития.